Астрология и Православие. ИОАНН ИОННОВ

астрология и православие. иоанн ионнов

протопоп Суздальского Рождественского Собора (других сведений о нем нет).

В исторической экспозиции г. Суздаля, в настоящее время, выставлены его «Листы солнечного календаря, составленные с учетом системы Коперника», датируемые 1763 годом (см. фото). На самом деле, изображение более походит на календарь лунных дней, с явно выраженной астрологической символикой. К сожалению, в экспозиции находится ксерокопия с недостаточным качеством, для того, чтобы прочитать написанное. Однако, на верху, после заголовка, можно разобрать: «Зри со вниманием» и «Читий с разумением». Судя по чему, можно предположить, что календарь Иоанн составлял не для себя.

Интересна, в рассматриваемом вопросе (точек соприкосновения Православия с астрологией), тема Евангельских Волхвов. Служители церкви в своих статьях, часто критикуют астрологов в не правильном понимании этого эпизода и в неуместном приведении его в  защиту астрологической науки, говоря о том, что Волхвы не имели никакого отношения к астрологии. Однако ничто не мешает им называть Волхвов - «мудрыми наблюдателями звезд», «обладателями тайных знаний», «звездочетцами».

«По преданию звезда зажглась над Вавилоном в день Благовещения Божией Матери. За ней последовали волхвы, то есть обладатели тайных знаний (астрономия и математика считались в древнем мире науками священными), знакомые с пророчеством Даниила, жившего задолго до этого в Вавилоне…Большинство толкователей сходится в том, что одни только астрологические расчеты (все-таки!) вряд ли могли заставить волхвов отправиться в далекий и опасный путь и тем более поклониться Младенцу Иисусу не просто как Царю, но и как Богу и Спасителю».

«Волхвы как персонажи повествования о Рождестве Христовом, пришли из далекой страны с Востока. Волхвами, или мудрецами, назывались  в те далекие времена  ученые люди, наблюдавшие и изучавшие звезды…Волхвы были благочестивыми христианами и проповедовали Евангелие на Востоке.  В других источниках указывается, что они были «восточными царями», «мудрецами-астрологами», «звездочетами, ищущими истину».

«Вера волхвов — это вера ученых и философов, познающих Бога через видимый мир и священные книги, идущих к Богу трудным путем из Вавилона в Вифлеем, ищущих истину в тяжелых интеллектуальных переживаниях и страданиях, через богословие, философию и науку. И этот путь приводит ко Христу, если истину ищут всем сердцем, обращаясь к Богу с молитвой».

Поклонение волхвов свв. Мелхиора, Гаспара и Валтасара.

Кроме пастырей, Симеона и Анны, Иисус Христос, как Мессия, был узнан волхвами, которые узнали о Его рождении по явлению особенной звезды. У пророка Даниила имя волхвов означает мудрого наблюдателя природы, еще ближе астронома (Дан. 1, 20, 5, 11). Евангельские волхвы были - души чистые и благоговейные, способные принимать божественные внушения и им повиноваться: так Сам Господь удостаивает их во сне наставлениями (Матф. 2, 13). Они называются волхвами - замечает св. Димитрий Ростовский - не потому, что занимались волхвованиями, а потому что так назывались у Персов, Ефиоплян и разных восточных народов люди мудрые и наблюдатели звезд. Царями же называются волхвы - как говорит св. Димитрий Ростовский - не потому, чтобы они были точно владетели больших государств, а потому, что каждый из них имел свой город или княжество. В св. Писании часто именуются царями обладатели одного города, что можно видеть из книги Быт. гл. 14. Они были начатки Церкви из язычников, проповедовавшие пришествие Христово в мире и впоследствии крещенные ап. Фомой. Полагают, согласно со словами песнопевца (Псал. 71, 10-11), что они пришли каждый из своей страны - Персии, Аравии и Ефиопии. Впоследствии тела их были принесены в Константинополь, потом перенесены в Медиолан и наконец в Колонию (Кельн). На иконах изображают их царями в коронах: Мельхиор стар и сед, волосы главнии и браду имый долгу, той принесе злато Царю Владыце; Гаспарь млад и без брады, лицем червлен, той принесе ливан Богу вочеловечшемуся; Валтасар смугл лицем, весьма брадат, сей смирну принесе сыну человеческому.»

Служители церкви осуждают астрологию за то, что якобы она претендует на роль религии, предрекая неизбежную зависимость жизни человека от его гороскопа. Однако ни один астролог (кроме шарлатанов) не станет отрицать ни воли Божественной, ни свободной воли самого человека! Каждый практикующий астролог сталкивается с ситуацией, когда прогноз принципиально не возможен, пока не произойдут какие-либо события. Звезды указывают нам лишь возможный сценарий развития событий и тот потенциал, который заложен в человеке от рождения.

Вот, что пишет по этому вопросу средневековый богослов Фома Аквинский в своем труде «Summa Theologiae»: «…Следует, однако, знать, что небесные тела могут воздействовать на человеческий разум и волю косвенным и случайным образом. Это происходит в той мере, в какой ум и воля данного человека подвержены воздействию низших сил, связанных с его телом… Нужно сказать, что люди в основном следуют своим страстям, которые являются порывами их чувственных желаний, и находятся под влиянием небесных тел; лишь немногие истинно мудрые противостоят этим страстям. Поэтому астрологи могут в большинстве случаев правильно предсказать события, особенно для человечества в целом. Это гораздо сложнее сделать в предсказаниях относительно судьбы отдельного человека, ибо ничто не мешает ему противостоять страстям, проявляя свободу воли. Человек управляет звездами настолько, насколько он управляет своими страстями».

Уместным будет добавить отрывок из  интервью известного астролога С.А.Вронского  журналисту С.М. Каменеву: «...Также интереснейшим документом является и “Каталогус кодикум астрологорум грекорум IX.2.3 ф.”, который был опубликован в греческом трактате раннего средневековья “О предусмотрительности, свободной воле и судьбе”. Этот документ принадлежит отцу церкви Оригену и входил первоначально в его сочинение “Филакония”, но впоследствии был изъят Григорием Нисским, Василием Великим и Григорием Назианцином. Основы этого учения Оригена по астрологии можно изложить следующим образом:

1) Созвездия - это не боги, а только инструмент Божий. Судьба не всесильна, ибо над судьбой человека стоит ещё Бог, по поручению которого звёзды только намекают, указывая на возможности судьбы.

2) Любовь Божья торжествует и над властью звёзд, и над властью судьбы.

3) Влиянию звёзд подлежит только тело, но не свободная воля человека. Разум человека позволяет ему самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Человек имеет свободу действия и несёт за свои дела полнейшую ответственность.

4) У человека имеется возможность избегать беды, но только через жертву, раскаяние и наказание, поэтому он должен быть причастен милости и спасению.

5) Кто через звёзды имеет намёк на зло, может с помощью Божьей отвернуться от этого зла через стремление к добру, через служение на общее благо.

6) Позиции звёзд намекают на возможные события и согласно своим звёздным принципам могут повлиять на самые разнообразные области земной жизни.

7) Звёзды направляют человека к тем или иным обстоятельствам и положениям, создавая в нём различные наклонности и тенденции к развитию тех или иных событий в том или ином направлении.

8) Прогноз ещё не означает абсолютную достоверность, а лишь намеченную возможность.

А вот слова Фомы Аквинского: “...Пророчество и предсказание будущих событий по положению светил допустимо, потому что умение предсказывать предсказуемые события относится к той области знаний, которые лежат в пределах возможностей человеческого духа и являются известной ступенью в развитии человеческой мудрости...”...На вопрос, верят ли астрологи в Бога, мне ответить трудно: ничего не знаю о советских астрологах. Я - верующий”.

В том, что астрология является наукой, равно, как и другие, данные человечеству Богом, может убедиться любой, кто серьезно подойдет к ее изучению. Наука же, сама по себе не может являться грехом. Только человек способен знания обращать во зло, а так же из-за своего незнания бояться чего-то и отрицать то, что им не понято.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной,

для отделения дня от ночи, и для знамений,

и времен, и дней, и годов...

И создал Бог два светила великие:

светило большее, для управления днем,

и светило меньшее, для управления ночью, и звезды.

И поставил их Бог на тверди небесной,

чтобы светить на Землю,

и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы.

И увидел Бог, что это хорошо.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Этот день:

19 марта

News image

День подводников российского Военно-Морского Флота. Православный календарь День памяти мучеников Константина, Астия, Фе...

30 ноября

News image

Православный календарь День святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского (270). Народный календарь Григорий Зимоуказатель Именинники 30...

5 июня

News image

Всемирный день окружающей среды Православный календарь День памяти Леонтия, епископа Ростовского (1...

10 ноября

News image

День милиции. Всемирный день молодежи Православный календарь День памяти мученицы Параскевы, нареченной Пя...

18 октября

News image

Православный календарь День памяти святой мученицы Харитины. Харитина была сиротой. Она бы...

28 мая

News image

День пограничника. Православный календарь День памяти Пахомия Великого (348). Преподобный Пахомий бы...

26 августа

News image

Православный календарь День памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца (1...

17 июня

News image

Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой. Православный календарь День па...

Powered by Joohoo!