Астрология и Православие. Точки соприкосновения |
На сегодняшний день написано много статей о «взаимоотношениях» астрологии с религиями мира, однако, информация о точках соприкосновения астрологии и Православия ограничивается в основном перечислением имен, без каких-либо фактов (помимо того, что Православная Церковь осуждает изучение астрологии). Поэтому в этой статье, я решил привести те примеры, которые обнаружил в различных источниках и, которые мне показались наиболее убедительными. СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру — Самуил Гаврилович Петровский-Ситнякович) (12.12.1629-25.08.1682), писатель, поэт, педагог. В 1656 — монах Богоявленского Братского монастыря в Полоцке. Когда царь Алексей Михайлович во время войны с Польшей вступил в Полоцк (1656), приветствовал его панегирическими стихами. В 1660 славил царя торжественной декламацией уже в Москве. В 1665-68 руководил школой подьячих Тайного приказа при Заиконоспасском монастыре. С 1667 воспитывал царских детей, а кроме того, сочинял вирши к придворным праздникам. В зарождающейся распре “латинствующих” и грекофилов лидер первых: в 1672 участвовал в диспуте с Епифанием Славинецким. После восшествия на престол Федора Алексеевича, его воспитанника, Симеон Полоцкий приобрел особое влияние (с 1676), так что даже патриарх Иоаким вынужден был с ним считаться. В 1679 добился открытия неподотчетной патриарху “Верхней” (дворцовой) типографии. В 1680 подал царю проект Академии. Пользовался прижизненной известностью на Руси и за рубежом как ученый муж и поэт. «Особую роль в образовании Симеон Полоцкий уделял семи свободным наукам — традиционному набору наук, преподаваемых в западноевропейских университетах (тривиум — грамматика, риторика, диалектика; квадриум — арифметика, геометрия, астрология, музыка). Необходимо помнить, что в древнерусской традиции не признавалась актуальность этого набора, тем более, что в него входила астрология, запрещаемая православием. Тем не менее, Симеон Полоцкий положил много сил для того, чтобы привить эти свободные науки на русской почве.» Рукопись (гороскоп) О зачатии и о рождении Великого Государя Императора Петра Первого самодержца Всероссийского и о прочем , по словам И.И. Голикова, обращалась в России с давних пор и приписывалась Симеону Полоцкому, и по преданию, найдена по смерти его в его бумагах, а также между сочинениями святого Димитрия Ростовского . В 1670 году Симеон написал большое богословское сочинение под названием: Венец веры кафолическия , где сгруппировал всю сумму знаний начиная с апокрифов и заканчивая астрологией. Из виршей Симеона Полоцкого: «Беседа со планиты». Рците, планиты, что вы свыше Симеону Божиим изволом дасте во место поклону? Луна Л у н а: Аз турков знамя, прекланяю роги Свои з выями турков Симеону в ноги. Ермий Меркурий: Аз премудрость щасте предлагаю, Чест(ь) и остроумие сими почитаю. Афродита В е н у с: Красоту плоти токмо даю тебе, Ничто бо ми есть твоей угодно потребе. Слонце С л о н ц е з л а т о с в е т л о е: Везу в колеснице Здравство, силу, щасте, борзость сей деннице. > Арей М а р с: Аз владно оружец храбрством почитаю И на гордыя враги острый мечь вручаю. Дий И о в и й: Аз что могу любве паче дати? — Приязнь, честность и мерност(ь), благост(ь), правду знати. Крон С а т у р н: Аз не имам, что дати Симеону, Да буду подножие грядущу к Сиону. |
Читайте: |
---|